Колонка главного редактора
Содержание
Интервью номера
Тема номера
А.В. Ильин Цель высшего юридического образования Высшее юридическое образование пытаются все время реформировать, подогнать его под нужды дня, сделать его доступным
для тех, кто в будущем не хочет работать юристом. Можно ли это
осуществить так, чтобы то, что останется от юридического образования после такой реформы, позволило бы все-таки осуществлять юридическую деятельность? Не настало ли время разделить
юридическое образование на ординарное (для простых смертных)
и марочное (для избранных) с тем, чтобы удовлетворить спрос
и на рабочих юридических пчел, и на собственно мед юриспруденции? В статье нами анализируются пределы реформирования
юридического образования и основания для разделения юридических факультетов.
Ключевые слова:
высшее юридическое образование, знания, умения, навыки, методы обучения
Купить в PDF-формате
С.А. Белов Должно ли юридическое образование быть только юридическим? Рассуждать о юридическом образовании, и прежде всего о его
базовых концептуальных основаниях и принципах, сложно
без осмысления того, к какой именно профессиональной и общественной деятельности готовят выпускников юридических вузов. Сводится ли задача подготовки юристов к освоению навыков
выполнения рутинных юридических функций? Если нет, то какие
еще социальные и профессиональные перспективы открываются
для получивших высшее юридическое образование? С одной
стороны, в чем должна заключаться особенность юридического образования по сравнению с образованием по другим специальностям, с другой стороны, в чем состоит социальная миссия
выпускников юридических вузов? Предлагая некоторые общие
ответы на эти вопросы, автор стремится показать, что залогом
эффективного воплощения роли права в современном обществе
может быть только глубокое усвоение фундаментальных ценностей и принципов права в процессе получения юридического
образования. Для выполнения этой задачи и для уверенного положения на развивающемся рынке труда студент юридического
вуза должен получать не только узкие профессиональные знания
и навыки, но и разностороннее образование.
Ключевые слова:
юридическое образование, профессия юриста, образовательные программы по праву, роль права в обществе
Купить в PDF-формате
Н.А. Дмитрик Антиклиника как формат конструктивного юридического образования Статья посвящена преодолению кризиса российской правовой
системы в условиях цифровой трансформации. За основу анализа берется российское юридическое образование как способ
воспроизводства носителей юридического знания и связанных
с ним ценностей. Рассмотрены шесть факторов, которые влияют
на этот процесс: мотивация, конкуренция, трансформация, микрообучение, актуализация и мультимодальность. По результатам
рассматривается формат антиклиники как юридической образовательной среды, оптимальным образом учитывающей эти факторы и позволяющей создавать справедливые правовые нормы.
Ключевые слова:
антиклиника, юридическое образование, микрообучение, педагогический дизайн, конструктивизм, коннективизм
Купить в PDF-формате
М.А. Дорофеева Индивидуальная образовательная траектория в высшем юридическом образовании (бакалавриат) В статье исследуется проблема актуализации высшего юридического образования в Российской Федерации в условиях четвертой промышленной революции и перехода к экономике знаний.
Новизна исследования заключается в постановке вопроса о возможности сочетать при подготовке юристов принципы двух образовательных систем: российской фундаментальной классической
модели, формирующей профессиональное юридическое мышление через погружение обучающегося в четко определенную
предметную среду, и модели «2 + 2 + 2», гибкой, индивидуализированной под потребности конкретного студента и создающей
уникальный набор компетенций у каждого выпускника. Автор
определяет смыслы и ценностную основу модели «2 + 2 + 2».
Академическому сообществу удается соблюсти баланс между качеством юридического образования, востребованного социумом,
и потребностями отдельной личности. На примере двух вузов
анализируются варианты синтеза двух систем на юридических
программах подготовки бакалавров. Общим для реформирования образовательной модели этих вузов является проектирование
ценностного образа выпускника, который обладает юридическим
мышлением и имеет развитые кросс-функциональные метанавыки. Этот опыт показывает, что две образовательные модели не будут конфликтовать друг с другом, а могут гармонично сочетаться,
если в основе трансформации находится не цель сконструировать
гибрид образовательных систем, а стремление создать внутри
программ пространство возможностей и профессионального самосовершенствования.
Ключевые слова:
реформа высшего образования, юридическое образование, гибкие навыки, свободные искусства и науки, критическое мышление, функциональная неграмотность, метанавыки, Университет Беркли, индивидуальная образовательная траектория
Купить в PDF-формате
Т.М. Храмова Через формулу к звездам: о системе оценивания в юридическом образовании Статья посвящена критическому анализу системы оценивания юридических дисциплин, призванной, с одной стороны,
отслеживать прогресс студента в освоении содержательного
компонента программы и развитии профессиональных навыков, а с другой — подсказывать студенту и преподавателю,
какие стратегии обучения и преподавания нуждаются в корректировке. Автор указывает принципы составления формулы
оценивания и подробно разбирает преимущества и недостатки
наиболее распространенных элементов контроля, таких как посещение и/или активность на занятиях, письменная работа (эссе
или реферат) и итоговый экзамен. По результатам анализа автор приходит к выводу о том, что не существует универсальной системы оценивания, подходящей для любой юридической
дисциплины. Выбирая из многообразия форм и инструментов
контроля, удачные примеры которых приводятся в статье, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы система была
объективной, справедливой и понятной, оценивала прогресс
студента по всем образовательным целям дисциплины, создавала мотивацию к глубинному обучению и указывала на компетенции и навыки, требующие более серьезного внимания.
К тому же ввиду постоянно меняющихся требований к выпускникам, выходящим на рынок юридических услуг, система оценивания (как и система образования в целом) требует постоянной адаптации и доработки.
Ключевые слова:
формула оценивания, образовательные цели, глубинное обучение, формирующее оценивание, суммирующее (итоговое) оценивание, экзамен, юридическое письмо, тест, открытые вопросы, эссе
Купить в PDF-формате
Р.М. Янковский Юридическое письмо у них и у нас Исследована текущая ситуация с преподаванием письменных навыков юриста в России. Описана модель преподавания дисциплины «юридическое письмо» (legal writing) в американских юридических школах, установлены различия в организации, методике
и программах преподавания. Даны предложения по внедрению
юридического письма в программы российских вузов, определен
план дальнейших действий.
Ключевые слова:
юридическое письмо, юридическая техника, юридическое образование, нормография, навыки юриста
Купить в PDF-формате
Т.Ю. Бочаров, Е.А. Ходжаева Социальный портрет, репутации и международная активность российских ученых-юристов В статье предлагается анализ профессиональных репутаций,
социальных характеристик и научных практик академического
сообщества российских юристов. Авторами дается детальный
социальный портрет сообщества: демографические признаки, мобильность, преподавательская нагрузка и вовлеченность
в юридическую практику. В исследовании впервые на основе
репрезентативного анкетного опроса ученых-юристов построены рейтинги наиболее авторитетных фигур, внесших вклад
как в российскую правовую науку в целом, так и в отдельные
отрасли права. Авторы подробно разбирают, насколько репутации соотносятся с формальными наукометрическими показателями — количеством публикаций и цитирований в российских
и зарубежных журналах. Особое внимание в статье уделяется
включенности российской юридической науки в международный контекст и готовности использовать эмпирические методы
и меж дисциплинарные подходы.
Ключевые слова:
юридическое академическое сообщество, репутация, профессия юриста
Купить в PDF-формате
Юридическая хроника
Пресс-релиз
Теория и практика
Е.В. Мохова Признание иностранных банкротств в России: вопрос о финальности судебного акта, открывающего банкротное производство, и поиски решения проблемы его трансграничного эффекта de lega lata В статье поднимается вопрос о трансграничном эффекте иностранного банкротства в России и о том, возможна ли адаптация российского правового инструментария для решения задач специального банкротного признания. Анализируется финальность иностранных судебных решений. Сделан вывод о
том, что критерий финальности плохо адаптирован для дел о банкротстве. Но
финальность судебных актов, отрывающих банкротство, может утрачивать значение для их верификации как годных объектов признания только при выстраивании особой модели специального признания, где предусмотрены компенсирующие механизмы обеспечения правовой определенности в признающем
правопорядке. Отмечен закрытый режим процессуального признания в России
в отношении иностранных судебных актов, открывающих банкротное производство. Рассмотрены альтернативные варианты обеспечения трансграничного
эффекта — использование фактического и материального признания, запроса
обеспечительных мер. Высказаны идеи об использовании усеченного процессуального признания, отмечены правовые сложности реализации этого. Выявлены примеры «неформализованного» признания — восприятия иностранного
банкротства как факта с предоставлением мер защиты активов должника от
действий кредитора, что сравнимо с универсальным эффектом. Отмечено существование в России в сфере трансграничных банкротств одновременно как
территориальности, так и универсализма. Акцентирована важность создания
специального правового регулирования признания иностранных банкротных
производств на основе моделей модифицированного универсализма.
Ключевые слова:
трансграничное банкротство, трансграничная несостоятельность, признание иностранных банкротств, трансграничный эффект банкротства, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, финальное и окончательное судебное решение
Купить в PDF-формате
С.Ю. Филиппова О войне и ее значении для гражданских правоотношений: анализ исторического опыта правового регулирования гражданского оборота во время мировых войн ХХ века c решением некоторых актуальных практических кейсов На основе опыта мировых войн ХХ века автор рассматривает
подходы к адаптации основных институтов гражданского права
при использовании во времена войн, делает выводы о применимости отдельных найденных решений к ситуации геополитического кризиса, связанного со специальной военной операцией.
В статье имеются практические советы об осуществлении правовой помощи в области гражданских правоотношений мобилизованным гражданам и членам их семей.
Ключевые слова:
обязательства, мораторий, исковая давность, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим, реквизиция, виндикация, непреодолимая сила, война
Купить в PDF-формате
И.С. Шиткина Влияние санкций и антисанкционных мер на развитие корпоративного законодательства, практики его применения и научной доктрины В статье рассматривается влияние санкций и антисанкционных
мер на развитие корпоративного законодательства, практики
его применения и научной доктрины. В части сроков действия
антисанкционных мер автор видит более подходящим определение периода действия специальной нормы до внесения в законодательство иных изменений, а не установление конкретного срока.
Автор делает вывод о том, что публичные общества в рамках антисанкционного регулирования получили значительную свободу усмотрения в части реализации внутренних корпоративных
процедур и раскрытия информации и уже не в полной мере соответствуют установленным ординарным законодательным требованиям.
В статье критично оцениваются законодательные инициативы,
касающиеся возможности членства в советах директоров юридических лиц как снижающие уровень профессионализма сове-
та и личной ответственности его членов.
В целом автор приходит к выводу о том, что корпоративное право
в период санкций требует повышенного внимания. Сохранение
достигнутого уровня корпоративного управления и его последующее повышение необходимы не для иностранных рейтингов,
а для обеспечения экономической устойчивости российской
экономики и повышения эффективности предпринимательской
деятельности.
Ключевые слова:
антисанкционные меры, корпоративное управление, совет директоров, меры ограничительного характера, санкции
Купить в PDF-формате
М.А. Ревазов Проблемы перевода юридических документов и принятия многоязычных актов В поле зрения юридической науки нечасто попадают вопросы,
связанные с составлением и применением юридических документов, выполненных на нескольких языках или требующих перевода. Подобные вопросы чаще становятся предметом исследований
специалистов в сфере лингвистики, хотя они требуют комплексного рассмотрения в разных аспектах, в том числе с точки зрения
правоведения. В частности, это вопросы установления идентичности содержания текстов на нескольких языках, правовой статус переводов, разрешение коллизий между текстами одного документа на разных языках, проблемы перевода на другой язык
или языки специальной юридической терминологии (вызванной
наличием или отсутствием понятий или институтов в разных правовых системах). В настоящей статье рассматривается ряд проблем, связанных с организацией официальных переводов и официального статуса переведенных документов и предлагается
решение поставленных проблем.
Ключевые слова:
юридический перевод, язык юридических документов, двуязычное законодательство, правовая коммуникация
Купить в PDF-формате