В статье исследуется проблема актуализации высшего юридического образования в Российской Федерации в условиях четвертой промышленной революции и перехода к экономике знаний. Новизна исследования заключается в постановке вопроса о возможности сочетать при подготовке юристов принципы двух образовательных систем: российской фундаментальной классической модели, формирующей профессиональное юридическое мышление через погружение обучающегося в четко определенную предметную среду, и модели «2 + 2 + 2», гибкой, индивидуализированной под потребности конкретного студента и создающей уникальный набор компетенций у каждого выпускника. Автор определяет смыслы и ценностную основу модели «2 + 2 + 2». Академическому сообществу удается соблюсти баланс между качеством юридического образования, востребованного социумом, и потребностями отдельной личности. На примере двух вузов анализируются варианты синтеза двух систем на юридических программах подготовки бакалавров. Общим для реформирования образовательной модели этих вузов является проектирование ценностного образа выпускника, который обладает юридическим мышлением и имеет развитые кросс-функциональные метанавыки. Этот опыт показывает, что две образовательные модели не будут конфликтовать друг с другом, а могут гармонично сочетаться, если в основе трансформации находится не цель сконструировать гибрид образовательных систем, а стремление создать внутри программ пространство возможностей и профессионального самосовершенствования.
М.А. Дорофеева