Содержание журнала за Август 2021 г.
Обложка журнала
Нажмите для увеличения

Купить журнал в PDF формате

ENGLISH

Август 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

Колонка главного редактора

 

Содержание

 

Интервью номера

Г.А. Сухадольский Нам еще предстоит понять, что такое эффективность госзакупок и каким целям должно служить регулирование
На вопросы главного редактора журнала «Закон» Александра Верещагина и шеф-редактора Владимира Румака отвечает руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Александрович СУХАДОЛЬСКИЙ
Купить в PDF-формате

 

А.С. Ульянов Аукционный крен — это убийца российской экономики в сфере госзакупок
На вопросы шеф-редактора журнала «Закон» Владимира Румака отвечает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Сергеевич УЛЬЯНОВ
Купить в PDF-формате

 

Событие. Комментарии экспертов

Принцип внесения против супружеской недобросовестности
Комментарии А. Рыбалова, К. Скловского, М. Церковникова, А. Латыева, Е. Чефрановой, О. Федоровой 13 июля 2021 г. Конституционный Суд (КС) РФ принял резонансное Постановление, защитив права добросовестного покупателя недвижимости, которая находилась в совместной собственности бывших супругов и по иску одного из них была истребована от покупателя. Мы обратились к экспертам с просьбой прокомментировать данный акт и оценить его значение для практики.
Купить в PDF-формате

 

Тема номера

М.А. Кобаненко Настоящее и будущее контроля государственных закупок
Статья посвящена анализу так называемого оптимизационного пакета поправок к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принятые в июле 2021 г. поправки направлены на дальнейшие упрощение, ускорение, унификацию процессов закупок для государственных нужд и завершают перевод государственных закупок в электронную форму. Вместе с тем дискуссия о концептуальных подходах к регулированию системы государственного заказа продолжается: должно ли оно развиваться по жесткому и формальному пути либо предусматривать большую свободу сторон государственного контракта и послабление процедурного контроля? Автором статьи предложены конкретные меры по дальнейшему развитию законодательства о закупках, направленные на обеспечение баланса интересов поставщиков и заказчиков — сторон государственного контракта. В статье дается оценка роли ФАС России при осуществлении контроля за государственными закупками, анализируются особенности защиты нарушенных прав участников закупки при обращении в ФАС России и суд. Кроме того, автором отмечены основные проблемные моменты, возникающие при осуществлении судебного контроля за государственными закупками, освещены подходы актуальной судебной практики, в том числе нового «антимонопольного» Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный контракт, «оптимизационный пакет», ФАС России
Купить в PDF-формате

 

Н.С. Павлова, Л.С. Плеханова Критерии эффективности государственных закупок: неучтенные эффекты
Государственные закупки играют важную роль в национальной экономике и одновременно с этим являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества соответствующей системы, а также на развитие институциональной организации закупок для государственных нужд. На основе обобщения результатов экономических исследований, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих государственные закупки в Российской Федерации, представлен обзор существующих подходов к оценке эффективности закупок, применяемых в российской практике, а также выявлены основные недостатки и ограничения наиболее распространенных критериев оценки. Особое внимание уделено трудностям, возникающим при оценке эффективности и результативности закупок в целях реализации крупных, технологически сложных проектов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: государственные закупки, бюджетные закупки, критерии эффективности госзакупок
Купить в PDF-формате

 

А.Е. Кирпичев Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм
Публичные закупки отличаются от иных видов договорных отношений специфическим регулированием и особой терминологией. В статье раскрывается смысл основных терминов так, чтобы не специализирующийся в публичных закупках юрист мог понять смысл норм, судебных актов и научных проблем. Система заказчиков по законодательству о контрактной системе и о закупках отдельными видами юридических лиц уже не отражает представления об особой правосубъектности казны как причине специального регулирования закупок. В настоящее время большинство заказчиков имеют опосредованное отношение к казне, хотя и являются в экономическом смысле субъектами публичного сектора экономики. Особенности регулирования обусловлены составом и отдаленностью от управления стейкхолдеров. Одновременно с этим законодательство о публичных закупках отвечает признакам и государственного регулирования экономики (public regulation). В силу исторических и социокультурных особенностей в различных правопорядках доминирует и воплощается в законодательстве та или иная модель соотношения закупок для нужд публичного сектора. Исследование современной доктрины на немецком, итальянском и испанском языках показывает, что российская модель публичных закупок как обособленного института внутри частного права является достаточно передовой и позволяет как устанавливать специальные нормы, так и применять проверенные частноправовые средства: недействительность договора или торгов, зачет встречных требований и т.д. Современные правопорядки идут от восприятия публичных закупок как административно-правового или финансово-правового института к его интеграции с обычным обязательственным правом. Для России подобный подход является историческим наследием, на которое удобно опираться в практике. На примере размера неустойки и права заказчика на односторонний отказ договора иллюстрируются критерии, по которым можно определить, является ли специальное регулирование допустимым или же это сингулярное право, отрицающее общие принципы частного права.
Ключевые слова: государственные нужды, государственные закупки, муниципальные нужды, муниципальные закупки
Купить в PDF-формате

 

А.А. Сироткина Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
В настоящей статье рассматриваются вопросы изменения государственных (муниципальных) контрактов, в том числе оснований и пределов таких изменений. Изучение динамики государственных (муниципальных) контрактов было бы неполным без системного взгляда на допустимые изменения контрактов с учетом как положений Гражданского кодекса РФ, основных начал гражданского законодательства, Закона о контрактной системе, так и особенностей предмета отдельных видов контрактов. Особое внимание уделено контрактам на выполнение подрядных работ как самому распространенному и наиболее часто подверженному изменениям виду государственных (муниципальных) контрактов. Изучены вопросы порядка выполнения дополнительных работ, допустимости включения условия о цене с НДС в контракт и изменения такого условия, влияния лимита бюджетных средств, предоставленных заказчику, на изменение условий контракта, а также антимонопольные риски изменения контрактов, заключенных по результатам торгов, запросов котировок цен на товары, запросов предложений. В завершение рассматриваются вопросы о форме соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта и об ответственности за нарушение правил его изменения.
Ключевые слова: государственный контракт, муниципальный контракт, изменение договора, свобода договора
Купить в PDF-формате

 

В.А. Кондратьев Требования к участникам публичных закупок
В статье рассматривается система требований к участникам публичных закупок, предусмотренная законодательством о контрактной системе. Автор анализирует требования к участникам закупки и проводит их классификацию по критерию объекта проверки и оценки, в результате чего выделяет группы требований, касающихся юридического статуса лица, профессиональных качеств, добросовестности участника и требования антикоррупционной направленности. Также исследуется специфика применения отдельных требований к участникам закупки, как общих, так и дополнительных, рассматриваются особенности привлечения третьих лиц (субисполнителей) к исполнению контракта, включая возможность ограничения привлечения субисполнителей и установления дополнительных требований к ним. Анализируются изменения законодательства о контрактной системе в части установления дополнительных требований к участникам закупок. Ставится вопрос о возможности предоставления заказчику более широкой свободы в определении требований к участникам и рассматриваются отдельные требования и особенности их применения в отечественной практике.
Ключевые слова: публичные закупки, государственный заказчик, участник закупки, требования к участникам, дополнительные требования, государственный контракт, реестр недобросовестных поставщиков
Купить в PDF-формате

 

Дискуссионный клуб

Р.С. Ибрагимов, Е.Д. Сурагина, Д.Ю. Чурилова Этика и регулирование искусственного интеллекта
Статья посвящена исследованию проблем этики в контексте создания и применения технологий искусственного интеллекта на фоне их растущего проникновения во все сферы жизни, включая морально-этическую. Рассматривая этику как продукт эволюции человека и общества, авторы делают вывод о том, что на сегодняшнем уровне технологического развития этика, наряду с правом и стандартизацией, обладает высоким потенциалом для регулирования общественных отношений в сфере искусственного интеллекта. Авторы предлагают комплексный взгляд на систему регулирования области искусственного интеллекта на основе сочетания различных регуляторных инструментов, диверсифицированного подхода к работе с конкретными этическими проблемами, что будет способствовать повышению доверия к системам искусственного интеллекта и обеспечит необходимую гибкость регулирования для учета будущих технологических разработок и научных достижений.
Ключевые слова: этика, искусственный интеллект, нормативное регулирование, система искусственного интеллекта, разработчик, профессиональное сообщество, саморегулирование, стандартизация, кодекс этики
Купить в PDF-формате

 

М.Л. Гальперин Почему после цифрового века юридического образования наступит Средневековье?
Автор критически анализирует последние тренды развития юридического образования, пытаясь оценить их в долгосрочной перспективе. На основе исторического опыта, с учетом современных вызовов делается вывод о том, что юридическое образование неизбежно будет все более дифференцированным, его невозможно привести к единому стандарту качества. При этом даже в век информационных технологий и глобальной конкуренции ценности и цели юридического образования должны оставаться неизменными. Только такой подход способен обеспечить его востребованность в будущем.
Ключевые слова: юридическое образование, юридическая карьера, преподавание права
Купить в PDF-формате

 

К.А. Сасов Какой должна быть общая норма о налоговых злоупотреблениях
Принимая во внимание негативные экспертные оценки ст. 54.1 НК РФ и неудачные попытки Минфина и ФНС России ее истолковать, автор предлагает свою редакцию общей нормы против налоговых злоупотреблений налогоплательщиков.
Ключевые слова: налоговые злоупотребления, злоупотребление правами налогоплательщика, агрессивное налоговое планирование, налоговая ответственность
Купить в PDF-формате

 

Юридическая хроника

А.П. Евсеев Восьмой месяц
Падение Кабула — Статья Ивана Сафронова в «Ведомостях» — Постановление Европейского суда по правам человека по делу «Гуменюк и другие против Украины» — Постановление Конституционного Суда РФ по жалобе гражданина Е.В. Мокеева — Реформа контроля и надзора
Купить в PDF-формате

 

Теория и практика

Л.А. Новоселова Распоряжение телом человека: гражданско-правовой аспект
В статье предпринимается попытка определить правовой режим тела человека (его органов и тканей) при жизни человека. Анализируются высказанные в литературе точки зрения о возможности рассмотрения тела человека, его органов и тканей после их отделения от тела в качестве объекта его имущественных (вещных) прав, а также в качестве личных неимущественных прав. Аргументируется невозможность квалификации тела и не отделенных от него органов при жизни человека в качестве объекта вещных прав, принадлежащих в том числе и самому человеку. Тело человека как единый объект является личным неимущественным благом. В отношении отделенных от тела органов и тканей доказывается возможность рассмотрения их в качестве объектов вещных прав, однако при условии наличия специального состава, включающего как факт отделения их от тела, так и волеизъявления самого человека, определившего такую возможность в отношении своего тела. Рассматриваются особенности правового режима отделенных органов и тканей человека как вещей, ограниченных в обороте, и влияние на него режима охраны личных неимущественных прав.
Ключевые слова: тело человека, вещь, завещание, право «собственности» на тело, личные неимущественные права
Купить в PDF-формате

 

Д.Б. Володарский, И.Н. Кашкарова К вопросу о рецепции доктрины эстоппеля: процессуальный аспект (часть 2)
Настоящая статья продолжает серию публикаций о различных видах процессуальных эстоппелей, применяемых российской судебной практикой, с целью оценки потенциала, который одноименная доктрина может иметь для развития гражданского процессуального законодательства. Во второй части статьи авторы приходят к выводу, что практика применения эстоппеля против запоздалого представления средств процессуальной защиты свидетельствует о недостаточной проработанности процессуальных норм, призванных обеспечить концентрацию процессуального материала на ранних стадиях судебного разбирательства. По итогам сравнительно-правового анализа (США, Германия) исправление ситуации авторы видят в более решительном проведении в процессуальном законе начала преклюзивности.
Ключевые слова: процессуальный эстоппель, принцип преклюзивности, концентрация процессуального материала
Купить в PDF-формате

 

А.В. Башарин О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
В статье рассматривается проблема заключения соглашений о применении градостроительной документации между частными лицами и публично-правовыми образованиями. В сравнительно-правовой части анализируется американский опыт землепользования, обеспечивающий необходимую гибкость регулирования градостроительной деятельности через существование институтов условного и контрактного зонирования. По мнению автора, в качестве аналога института условного зонирования в российском праве может быть рассмотрен институт отсроченных градостроительных регламентов, который охватывает собой виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые только после истечения определенного срока или при наступлении определенных условий. Заимствованию же института контрактного зонирования в российское право препятствует существующая правовая неопределенность в части регламентации соглашений в сфере градостроительной деятельности между частными лицами и публично-правовыми образованиями. В заключение отмечается, что лишь системное применение различных институтов градостроительного законодательства позволит создать прозрачные условия ведения деятельности для частных субъектов, обеспечит наилучшие возможности для формирования комфортной городской среды.
Ключевые слова: условное зонирование, контрактное зонирование, редевелопмент, правила землепользования и застройки, специальные разрешения, допущения
Купить в PDF-формате