Публичные закупки отличаются от иных видов договорных отношений специфическим регулированием и особой терминологией. В статье раскрывается смысл основных терминов так, чтобы не специализирующийся в публичных закупках юрист мог понять смысл норм, судебных актов и научных проблем. Система заказчиков по законодательству о контрактной системе и о закупках отдельными видами юридических лиц уже не отражает представления об особой правосубъектности казны как причине специального регулирования закупок. В настоящее время большинство заказчиков имеют опосредованное отношение к казне, хотя и являются в экономическом смысле субъектами публичного сектора экономики. Особенности регулирования обусловлены составом и отдаленностью от управления стейкхолдеров. Одновременно с этим законодательство о публичных закупках отвечает признакам и государственного регулирования экономики (public regulation). В силу исторических и социокультурных особенностей в различных правопорядках доминирует и воплощается в законодательстве та или иная модель соотношения закупок для нужд публичного сектора. Исследование современной доктрины на немецком, итальянском и испанском языках показывает, что российская модель публичных закупок как обособленного института внутри частного права является достаточно передовой и позволяет как устанавливать специальные нормы, так и применять проверенные частноправовые средства: недействительность договора или торгов, зачет встречных требований и т.д. Современные правопорядки идут от восприятия публичных закупок как административно-правового или финансово-правового института к его интеграции с обычным обязательственным правом. Для России подобный подход является историческим наследием, на которое удобно опираться в практике. На примере размера неустойки и права заказчика на односторонний отказ договора иллюстрируются критерии, по которым можно определить, является ли специальное регулирование допустимым или же это сингулярное право, отрицающее общие принципы частного права.
А.Е. Кирпичев