Журнал ЗАКОН

За тридцать лет существования свободного нотариата в России накоплен как положительный, так и отрицательный опыт его функционирования. Взаимодействие нотариата с органами исполнительной власти, судебной системой, с одной стороны, а также с бизнес-сообществом и лицами, обращающимися за нотариальной помощью, — с другой, требует тонкой на- стройки. Автор критически оценивает актуализированную в 2024–2025 годах инициативу по разработке и принятию федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности». Фундамент правового регулирования, заложенный в 1993 году, позволяет сегодня с минимальными вложениями гармонизировать интересы государства, нотариусов, предпринимателей и граждан путем некоторых дополнений и изменений Основ законодательства РФ о нотариате 1993 года. Затянувшаяся на 15 лет разработка законопроекта «О нотариате и нотариальной деятельности» подтверждает, что нет объективных предпосылок для коренной реформы нотариата. Тем не менее требуются: изменения в правовом регулировании статуса и полномочий Федеральной нотариальной палаты; уточнение правового режима единой информационной системы нотариата, нотариальных реестров и встройка таковых в систему государственных публичных реестров; разработка блока норм о социальной поддержке нотариусов: пенсионного обеспечения, системы компенсации за оказание правовой помощи льготным категориям лиц, уточнение имущественной ответственности нотариусов в зависимости от совершенного нотариального действия. Наконец, ждут своего решения вопрос о нотариальной монополии и давно устаревшее правовое регулирование системы действий, приравненных к нотариальным. Нотариат и нотариальная деятельность как часть добровольной юрисдикции организационно и функционально могли бы быть приближены к судебной системе и гражданскому судопроизводству. Отстаивая идею негосударственного нотариата, автор полагает, что вопрос о специализированном нотариате вновь стоит актуализировать, предлагая введение фигуры корпоративного нотариуса.
В.В. Аргунов