Статья «Есть ли в России аналог common law mark?» в журнале «ЗАКОН»59 за Август 2025 г.
Забыли пароль?
Август 2025 Свободная трибуна
 
Есть ли в России аналог common law mark?


 

Любое обозначение, используемое в коммерческой деятельности для индивидуализации товаров, работ или услуг, вне зависимости от того, зарегистрировано ли оно в качестве товарного знака, может выполнять четыре функции: индивидуализирующую, идентификационную, информационную и рекламную. Несмотря на закрытый перечень объектов интеллектуальных прав, существуют инструменты, позволяющие предотвратить попытки третьих лиц зарегистрировать на свое имя в качестве товарного знака обозначения, выполняющие индивидуализирующую и идентификационную функции. Защита производится путем применения подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ или антимонопольных норм при условии, что обозначение длительно использовалось перед попыткой регистрации и стало известным потребителям. Подобный, но более широкий подход используется в странах общего права: он позволяет не только препятствовать регистрации или аннулировать уже зарегистрированные знаки, но и территориально ограничивать исключительное право на них при существовании раннего права, запрещая правообладателю использовать знак в местности, где было представлено обозначение «преждепользователя». Последней возможности в российском законодательстве нет. Применение приведенной нормы ГК РФ сталкивается с трудностями. Первая — основание введения в заблуждение через ассоциацию между обозначением и его «изготовителем», что может быть интерпретировано как знание производителя продукции, чего на практике не происходит: потребители не знают тех, кто создает товар. Вторая — разрешение конфликтов при существенной географической удаленности субъектов: того, кто использовал обозначение, и того, кто решил его зарегистрировать в качестве товарного знака.



К.В. Геец