Журнал ЗАКОН

За 20 лет, прошедших с принятия Градостроительного кодекса РФ 2004 года, существенно изменились несколько его важнейших основ. Так, если изначально определяющую роль в осуществлении градостроительной деятельности на территории муниципального образования играли представительные органы местного самоуправления, то сейчас практически общим правилом стали изъятие и передача полномочий в области градостроительства на региональный уровень или местным администрациям. Если в первоначальной редакции ГрК РФ был закреплен (и формально остается там поныне) принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия, который реализовывался через обязательные и достаточно продолжительные публичные слушания в отношении проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки, то теперь даже минимальное участие граждан в обсуждении градостроительных решений может быть полностью исключено решением субъекта Федерации. Наконец, традиционный механизм осуществления градостроительной деятельности, рассчитанный на территорию всего муниципального образования, повсеместно заменяется точечным, во многом основанным на произвольных управленческих решениях, комплексным развитием территории. В статье высказывается предположение, что одной из основных целей такого упрощения градостроительного регулирования является переложение на застройщика, точнее на конечного покупателя недвижимости, расходов на строительство коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Отмеченные изменения создают предпосылки для еще большего отчуждения граждан от участия в определении градостроительного облика населенных пунктов, еще больших диспропорций в плотности застройки на федеральном, региональном и местных уровнях и еще большего увеличения стоимости недвижимости.
М.В. Попов