В статье анализируется новое правовое регулирование отношений в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в связи с изменением модели организации этих отношений и распределения ответственности между их участниками. Особая актуальность исследования обусловлена допуском к осуществлению этой деятельности наряду с ИП и юридическими лицами граждан, не обладающих статусом ИП и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых). Авторы анализируют сложившиеся на практике подходы правоприменителей к решению проблемы осуществления перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешений на осуществление этой деятельности, и тесно связанной с ней проблемы распределения ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира и (или) третьих лиц, между участниками отношений по перевозке легковым такси. Авторы приходят к выводу, что с сентября 2023 года эта ответственность в целом распределена между участниками соответствующих отношений обоснованно и справедливо. Вместе с тем закон регулирует только ответственность за вред, причиненный при перевозках легковым такси, за нарушение запретов и неисполнение публично-правовых обязанностей участников этих отношений, лишь в этой части влияя на договорные отношения сторон. Между тем то обстоятельство, что доступ к осуществлению перевозок легковым такси для самозанятых граждан обусловлен обязательным заключением ими договора со службой заказа легкового такси, требует анализа пределов свободы определять условия такого договора службой заказа как экономически более сильной стороной.
Ю.Д. Жукова, А.С. Подмаркова