Современным правопорядкам хорошо известен принцип, берущий свое начало в римском праве, согласно которому собственник несет бремя содержания своего имущества. Вместе с тем уже в древнем праве встречались изъятия из него: например, Законы XII Таблиц возлагали на собственников участков, прилегающих к публичным дорогам, обязанность по содержанию последних. Возможные исключения из данного принципа — в соответствии с законом или договором — допускаются также Гражданским кодексом РФ. Пользуясь такой возможностью, законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в принимаемых ими региональных законах и местных правилах благоустройства часто возлагали и возлагают обязанность содержания территорий общего пользования на частных собственников объектов недвижимости, прилегающих к этим территориям. Тем не менее вплоть до относительно недавнего времени Верховный Суд РФ строго следовал в своей практике указанному выше базовому принципу и, опираясь также на конституционную норму об исключительной федеральной компетенции в сфере гражданского законодательства, отказывался признавать юридическую силу за подобными нормами регионального и местного уровня. Ситуация, однако, изменилась в 2018 году со вступлением в силу изменений, внесенных в Градостроительный кодекс РФ и законодательство о местном самоуправлении, которыми рассматриваемое бремя содержания муниципальной собственности было прямо предусмотрено уже на федеральном уровне. В статье обсуждается обоснованность и целесообразность этих законодательных новелл, анализируется сложившаяся на их основе судебная практика. Делается вывод, что они явно противоречат трем фундаментальным конституционным принципам и поэтому не могут быть признаны соответствующими Конституции РФ.
Д.О. Тузов