В статье рассматривается предложенный законодателем в июле 2024 года инструмент предупреждения налоговых и уголовных нарушений, позволяющий бизнесу добровольно отказаться от использования схемы неправомерного дробления и вести деятельность группой лиц без риска их дальнейшего привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Автор рассматривает сложившиеся судебные и административные подходы, определяющие предмет доказывания при вменении налогоплательщикам использования схемы неправомерного дробления, а также анализирует отдельные признаки, отраженные в дефиниции законодательно закрепленного термина «дробление бизнеса». Основной вывод проведенного исследования таков: сегодня по-прежнему не усматривается определенности правового регулирования в вопросе квалификации взаимоотношений внутри группы лиц как направленных на неправомерное дробление бизнеса. В меньшей степени под сомнение ставится потенциальный фискальный эффект от применения нового инструмента. По мнению автора, скорее пострадает уровень определенности во взаимоотношениях между государством и бизнесом, в которых последний как слабая сторона налоговых правоотношений предпочтет отказаться от правомерного использования налоговых преференций, несмотря на возникающую при этом дополнительную налоговую нагрузку.
О.С. Богданова