Принцип самоопределения народов занял одно из центральных мест в международно-правовой повестке XX века, оказав решительное влияние на перестройку геополитического пространства и формирование современного мирового устройства. Постдеколонизационные примеры самоопределения повысили актуальность проблемы условий и форм реализации народом этого права. Так, наряду с основаниями самоопределения-сецессии большое значение приобрели форма и процедура осуществления самоопределения, а также связанные с ними последствия принятого решения. В юридической доктрине отсутствует однозначное понимание форм, в которых может быть реализовано право на самоопределение. На практике так- же неоднородны и про цедуры сецессии, которая далеко не всегда происходит в результате прямого волеизъявления самоопределяющегося народа. Однако именно референдум может рассматриваться как одно из наиболее авторитетных подтверждений факта самоопределения — в силу заложенных в нем демократических начал, которые непосредственно воплощают волю людей, самостоятельно определяющих собственную судьбу, и с которыми международное сообщество должно считаться исходя из сформированных им самим принципов. В свете изложенного особый научный интерес представляют референдумы, проведенные в сентябре 2022 года в Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также в Херсонской и Запорожской областях, описываемые авторами в статье.
Д.Ю. Степанюк, А.С. Кошель, А.О. Гаджиева