Тяжелая внешнеполитическая обстановка, в которой приходится функционировать российской экономике, сопровождающаяся существенным сокращением количества участников рынков и удорожанием логистических цепочек, значительно повышает риски злоупотребления доминирующим положением на различных рынках — в первую очередь посредством применения несправедливых цен. Ключевой элемент процедуры рассмотрения дел об установлении монопольно высокой цены на рынке — исследование проверяемой цены методом сопоставимых рынков, который является наиболее объективным мерилом обоснованности и рыночного характера применяемых цен. В настоящей статье описываются наиболее значимые закономерности применения антимонопольными органами метода сопоставимых рынков и конкретных критериев сопоставимости, обобщаются текущие тенденции и проблемы регулирования, а также дается оценка актуальным подходам регулятора, воспринятым в конкретных делах, с точки зрения их законности, непротиворечивости и обоснованности. Среди прочего предлагаются возможные подходы к оценке законности использования количественных параметров сопоставимости (количество продавцов и покупателей, производимой продукции, производственных мощностей), географических особенностей проверяемого рынка, различий законодательного регулирования рынков в России и за рубежом, а также между регионами России.
М.В. Музыка