Статья посвящена исследованию вопроса о правовом режиме участка недр по действующему законодательству России и о возможных направлениях его развития. Отмечается, что постсоветская правовая судьба земельных участков и участков недр сложилась по-разному, при этом действующий правовой режим участков недр мало чем отличается от правил советского периода. В качестве основного противоречия действующего правового регулирования указывается отнесение участков недр к объектам, полностью исключенным из оборота, с одновременным признанием их видом недвижимых вещей на том основании, что они отвечают критериям недвижимости — характеризуются неизменным положением в пространстве и выступают объектами государственной собственности. Рассматривается вопрос о формулировке определения участка недр как недвижимой вещи, определяется соотношение в этом плане данных лицензии и горноотводного акта. Выявляются критерии разграничения земельного участка и участка недр, правовой режим полезных ископаемых и подземных сооружений, устанавливается сущность права собственника земельного участка на использование недр под этим участком. Критически анализируются предложения о дополнении гражданского законодательства нормами, определяющими участок недр и его правовой режим, в результате чего автор приходит к выводу о том, что оптимальным решением было бы изъять участки недр из перечня недвижимых вещей, рассматривая их как вещи, подчиненные исключительно публично-правовому регулированию (публичные вещи). Лишь отмена исключительной государственной собственности на участки недр сделала бы необходимым распространение на них режима недвижимых вещей, для чего их нужно было бы возвратить в перечень ст. 130 ГК РФ.
В.А. Алексеев