В связи с широким признанием концепции достоинства личности и универсальных стандартов прав человека размываются жесткие границы между понятием гражданина и иностранца. Многие лица проживают за пределами государства своего гражданства на долгосрочной основе. Мигрантов нельзя рассматривать как однородное сообщество, они различаются по государствам происхождения, основаниям, целям и срокам пребывания, визовым режимам, профессиональной квалификации, дальнейшим миграционным планам. Однако широкая транснациональная миграция создает реальные проблемы для государств приема мигрантов в связи с разрушением социокультурной однородности населения; увеличением числа групп с разными ценностными системами, проживающими на одной территории; высоким удельным весом мигрантов в числе лиц, нарушающих законы, или безработных; созданием рядом сообществ мигрантов параллельной экономики, теневых социальных структур и использованием социальных норм страны происхождения в своих взаимоотношениях. Рост напряженности между мигрантами и коренными жителями способствует ужесточению политики государства приема. Приобретение гражданства начинает рассматриваться в свете социальной сплоченности общества и жестче координироваться с миграционной политикой. Введение новых критериев, необходимых для получения гражданства (языковый, интеграционный, экономический), в значительной степени ориентируется на выявление культурно близких экономически самодостаточных мигрантов, чьи ценности особо не отличаются от ценностей, разделяемых в принимающем обществе. В сфере правового регулирования два фактора существенно влияют на уровень натурализации — возможность сохранения второго гражданства и приобретения гражданства в связи рождением на территории страны.
Т.А. Васильева