Распространение сведений, порочащих деловую репутацию организации или гражданина, является одним из основных факторов, препятствующих нормальной хозяйственной или профессиональной деятельности лица, а также влекущих финансовые потери и утрату доверия со стороны контрагентов и (или) клиентов лица. Вместе с тем потенциальный или уже понесенный ущерб, особенно ввиду быстрого развития современных информационно-телекоммуникационных технологий, целесообразно нивелировать не только посредством юрисдикционной защиты, но и в форме правовой самозащиты, которая отличается разнообразием форм и скоростью реализации. Проведенный анализ имеющихся возможностей правовой самозащиты выявил, что не все способы одинаково эффективны. Так, размещение ответа, реплики или комментария пострадавшего лица в средствах массовой информации или иных источниках, которые доступны для контрагентов и клиентов лица, даже с приложением доказательств несоответствия порочащих сведений действительности, явно эффективнее попыток удаления порочащей информации из конкретного источника в силу неконтролируемости распространения данных в Интернете и возможности их дублирования на иных носителях. Следует отметить, что самозащита деловой репутации должна соответствовать условиям соразмерности и этической корректности, так как в ином случае защита права может приобрести форму правонарушения и представить лицо нетерпимым к выражению негативных мнений о нем, после чего общественность будет относиться к нему крайне настороженно, что в итоге повлечет только дополнительные убытки из-за отказа клиентов и контрагентов вступать в правоотношения с данным гражданином или организацией.
Е.А. Толмачева