Статья «Возможности правовой самозащиты лиц при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию» в журнале «ЗАКОН»55 за Январь 2024 г.
Январь 2024 Тема номера
 
Возможности правовой самозащиты лиц при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию


 

Распространение сведений, порочащих деловую репутацию организации или гражданина, является одним из основных факторов, препятствующих нормальной хозяйственной или профессиональной деятельности лица, а также влекущих финансовые потери и утрату доверия со стороны контрагентов и (или) клиентов лица. Вместе с тем потенциальный или уже понесенный ущерб, особенно ввиду быстрого развития современных информационно-телекоммуникационных технологий, целесообразно нивелировать не только посредством юрисдикционной защиты, но и в форме правовой самозащиты, которая отличается разнообразием форм и скоростью реализации. Проведенный анализ имеющихся возможностей правовой самозащиты выявил, что не все способы одинаково эффективны. Так, размещение ответа, реплики или комментария пострадавшего лица в средствах массовой информации или иных источниках, которые доступны для контрагентов и клиентов лица, даже с приложением доказательств несоответствия порочащих сведений действительности, явно эффективнее попыток удаления порочащей информации из конкретного источника в силу неконтролируемости распространения данных в Интернете и возможности их дублирования на иных носителях. Следует отметить, что самозащита деловой репутации должна соответствовать условиям соразмерности и этической корректности, так как в ином случае защита права может приобрести форму правонарушения и представить лицо нетерпимым к выражению негативных мнений о нем, после чего общественность будет относиться к нему крайне настороженно, что в итоге повлечет только дополнительные убытки из-за отказа клиентов и контрагентов вступать в правоотношения с данным гражданином или организацией.



Е.А. Толмачева