Определение действительных налоговых обязательств — это выработанный практикой применения налогового законодательства подход, согласно которому даже при выявлении налогового правонарушения в государственную казну должен поступать налог только в размере, установленном законодателем. Свыше этой суммы недоимка является не налогом, а санкцией, не установленной законом. В последние годы такой подход активно развивается и используется на практике для внутренних сделок, но доначисление налогов по трансграничным операциям зачастую производится без учета этих требований. Изменение классификации налоговых платежей для целей международных сделок уже было в центре внимания Верховного Суда РФ, однако нижестоящие суды применяют его правовые позиции очень узко — только в рамках одной категории дел. В результате в большинстве случаев даже при наличии установленных фактов и обстоятельств, позволяющих определить истинную сумму недоимки, правоприменительные органы их игнорируют. Это приводит к взиманию налога в завышенном размере, а иногда и к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Нет причин, по которым подход, ставший общепринятым для внутренних операций, не мог бы быть применен к внешнеэкономической деятельности. Произвольное налогообложение и взимание неустановленных платежей под видом налогов подрывает доверие хозяйствующих субъектов к налоговой системе и предсказуемость правоприменительной практики.
Р.И. Ахметшин