Статья «Конституционные основы разграничения контрольно-надзорного производства и производства по делам об административных правонарушениях» в журнале «ЗАКОН»55 за Май 2023 г.
Май 2023 Теория и практика
 
Конституционные основы разграничения контрольно-надзорного производства и производства по делам об административных правонарушениях


 

Из Конституции РФ вытекает необходимость осуществления государством контрольной функции, которая, в частности, реализуется в рамках контрольно-надзорного производства, а также регламентации процедуры привлечения к публичной ответственности, в том числе производства по делу об административном правонарушении. Из Конституции РФ также следует необходимость государственного надзора за предпринимательской деятельностью, который может быть реализован не только в рамках контрольно-надзорного производства, но и в производстве по делу об административном правонарушении. Данные виды административной деятельности взаимосвязаны, что предполагает необходимость их разграничения на основе конституционных положений. Такой подход позволил бы разрешить существующие противоречия в соответствующей части административно-процессуального регулирования и обеспечить единообразие правоприменительной практики, в том числе посредством установления критериев усмотрения, которое проявляется в выборе уполномоченным должностным лицом процессуальной формы для выявления нарушения обязательного требования. Кроме того, конституционные принципы правовой определенности, соразмерности, доверия к действиям государства и иные диктуют требования к согласованию законодательства о контрольно-надзорной деятельности и об административных правонарушениях, без чего под угрозу попадают как реализация гарантий защиты прав контролируемых лиц, так и эффективность деятельности органов государственной власти.



Е.А. Дмитрикова, А.А. Карицкая, А.А. Трофимов