Статья «Требования к международному коммерческому соглашению, заключенному в результате медиации: Сингапурская конвенция и российское законодательство» в журнале «ЗАКОН»55 за Апрель 2023 г.
Апрель 2023 Тема номера
 
Требования к международному коммерческому соглашению, заключенному в результате медиации: Сингапурская конвенция и российское законодательство


 

Интерес к медиации как способу урегулирования международных коммерческих споров возрос после того, как с принятием в 2018 году Сингапурской конвенции о медиации появилась возможность исполнять международные коммерческие медиативные соглашения за рубежом в упрощенном порядке. В глазах юристов эти медиативные соглашения стали вровень с решениями международного коммерческого арбитража, самого популярного способа разрешения внешнеэкономических споров. В современных условиях турбулентности и хаоса соглашения, достигнутые в результате медиации, позволяют с большей определённостью удовлетворить потребность бизнеса в скорейшем урегулировании внешнеэкономических конфликтов на приемлемых для сторон условиях и получении гарантии оперативного, упрощенного и экономичного исполнения достигнутых договоренностей. Поэтому стоит задуматься над адаптацией внутреннего законодательства к лучшим мировым практикам. В статье рассматриваются предусмотренные российским законодательством способы придания исполнительной силы медиативному соглашению и требования, которые могут к нему предъявляться. Исходя из целесообразности присоединения России к Сингапурской конвенции о медиации, автор делает вывод о необходимости подготовки внутреннего законодательства страны к участию в ней, как это было сделано, например, в Белоруссии. Эту задачу возможно решить, включив в российский АПК отдельный раздел об оказании помощи в исполнении международных коммерческих медиативных соглашений, соответствующий положениям Сингапурской конвенции о медиации и Типовому закону ЮНСИТРАЛ о медиации, либо приняв отдельный закон о международной коммерческой медиации. Учитывая, что международный коммерческий арбитраж и внутреннее третейское разбирательство регулируются в России разными законами, учитывающими специфику разрешаемых споров, логично будет сохранить дуализм регулирования также и для медиации.



Н.И. Гайдаенко Шер