В статье рассматривается такое основание субординации требований контролирующего лица, как финансирование должника, находящегося в состоянии имущественного кризиса. Произведя анализ основных подходов к обоснованию необходимости субординации требований, основанных на кризисном финансировании, автор приходит к выводу о том, что главной политико-правовой целью субординации является компенсация недостаточности собственного капитала общества и в результате повышение уровня удовлетворения требований внешних кредиторов или увеличение шансов на согласование ими реструктуризации обязательств должника. Рассматривая критерии имущественного кризиса, применяемые в судебной практике, автор приходит к выводу об отсутствии у судов единого алгоритма оценки имущественного положения должника в момент предоставления финансирования и предлагает установить презумпцию наличия имущественного кризиса в случае, если рыночная стоимость чистых активов должника ниже уставного капитала или является отрицательной величиной.
А.А. Есманский