В статье анализируются особенности нормативно-правового регулирования изъятия земельных участков в целях комплексного развития территории, выступающего основным правовым инструментом освобождения земельных участков и объектов недвижимости от прав третьих лиц для последующего вовлечения в строительство. Авторы отмечают проблему определения (идентификации) подлинных государственных или муниципальных (публичных) нужд. Отсутствие четкого понимания наличия у публично-правовых образований соответствующих потребностей для возможности изъятия в целом порождает принятие неоднозначных судебных решений, которые демонстрируют попытки правоприменителя расширительным образом истолковать положения ст. 49 Земельного кодекса РФ. Появление по сути дополнительной публичной нужды в виде необходимости реализации проекта комплексного развития территории создает сложности с точки зрения применения общих и специальных норм об изъятии, предусмотренных земельным законодательством. С использованием методов системного и телеологического толкования, а также с учетом тенденций судебно-арбитражной практики представлено обоснование того, что достижение целей комплексного развития территории возможно только при условии, что осуществление такого развития территории выступает в качестве самостоятельного («иного») основания для изъятия, а условием изъятия является легитимное решение о комплексном развитии территории.
И.Н. Харинов, Ю.Э. Киль