Настоящая публикация является частью проведенного автором мониторинга применения ст. 239.1 ГК РФ, регулирующей принудительное отчуждение объектов капитального строительства в связи с прекращением аренды государственного (муниципального) земельного участка, на котором они расположены. Положениями этой статьи определены участники, а также порядок изъятия названных объектов. Присутствие указанных норм в гражданском законодательстве дает органам публичного управления возможность организовать эффективное и рациональное землепользование, создать условия для комфортного проживания граждан на конкретной территории. Автором проанализировано более 50 судебных актов по искам уполномоченных органов об изъятии объектов незавершенного строительства и продаже их с публичных торгов. В процессе исследования установлены разные подходы судов к пониманию и применению ст. 239.1 ГК РФ. Выявлены причины противоречивой судебной практики, которые кроются не только в неверном толковании судами положений действующего земельного и гражданского законодательства, но и в дефектах правового регулирования рассматриваемых отношений. По итогам мониторинга дана научная оценка основным спорным моментам, предложены пути совершенствования действующего законодательства.
Е.М. Андреева