По мере развития игровых платформ их пользователи получили широкие возможности для творчества. В новых реалиях острую актуальность приобрела проблема прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые пользователи создают внутри игр. Ситуация усугубляется тем, что в экосистеме видеоигр сложился серый рынок прав на произведения пользователей. Большинство издателей игр считают противоправным оборот прав на игровые артефакты. В связи с отсутствием легального рынка значительная часть заработанных игроками средств, превышающая среднерыночный размер комиссии, оседает на счетах организаторов теневых операций. В настоящей статье проведено сравнение положений ряда лицензионных соглашений о результатах интеллектуальной деятельности игроков. Предложены ответы на важные для игровой индустрии правовые вопросы. Существуют ли основания для наделения игроков интеллектуальными правами? Возможен ли легальный оборот прав на созданные пользователями произведения и оправдан ли он с экономической точки зрения? Особое внимание уделено изучению мотивации игроков на основе специально проведенного социологического опроса. Результаты исследования позволили предложить правовой механизм признания интеллектуальных прав игроков и обосновать эффективность их легального оборота.
Р.А. Будник, М.О. Зверев