В статье обозначены основные контуры новой стратегии развития уголовного законодательства России о преступлениях против интересов службы. Указано, что одна из устойчивых законодательных тенденций развития норм о служебных преступлениях в первой четверти ХХI века связана с увеличением числа составов служебных преступлений, предусмотренных главами 23 и 30 УК РФ. Спрогнозирован ряд новелл, в том числе возможное введение в главу 23 нового состава преступления «Подлог документов лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации». Показано, что современное уголовное законодательство идет по пути увеличения числа оснований уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и обеспечения строгой дифференциации ответственности за указанные посягательства. Применительно к понятию должностного лица выявлена продолжающаяся и сегодня расширительная трактовка этого центрального субъекта служебных правонарушений. Служебные правонарушения в историческом масштабе характеризуются изменчивостью объема понятия. Им неизменно присущи вариативность и коловратность. При переходе общества от одного типа управления к другому служебная преступность то стягивается в один узел, предельно упрощая свою структуру (должностная преступность в обществе с административно-командной системой управления), то разворачивается во всем видовом многообразии, поражая многие формы организационно-управленческих связей (служебная преступность в обществе с рыночными отношениями).
А.Г. Безверхов, С.В. Элекина