Статья «Применение законодательства об обращении в доход государства имущества, полученного в результате нарушения Закона о противодействии коррупции» в журнале «ЗАКОН»59 за Ноябрь 2021 г.
Ноябрь 2021 Свободная трибуна
 
Применение законодательства об обращении в доход государства имущества, полученного в результате нарушения Закона о противодействии коррупции


 

Норма подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ как результат присоединения к Конвенции против коррупции имеет определенные ограничения по сравнению как с положениями Конвенции, так и с нормами о конфискации в уголовно-правовом порядке. Однако практика применения этой нормы нередко выходит за установленные законом пределы. В частности, на третьих лиц возлагается бремя доказывания законности получения имущества аналогично тому, которое предусмотрено для чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Изымается имущество, не указанное в законе, прежде всего деньги. Доходы, полученные должностными лицами от запрещенной им предпринимательской деятельности, или имущество, скрытое от декларирования, квалифицируются как подлежащие изъятию, хотя это не вытекает из закона. Прекращается залог изъятого имущества, хотя для этого также нет оснований в законе. В статье анализируются эти аспекты применения закона. Кроме того, показывается, что оспаривание сделок должностного лица для признания их недействительными не только не вытекает из закона, но и не отвечает целям законодательства о противодействии коррупции.



К.И. Скловский