В статье предлагается анализ случаев применения норм о возмещении вреда к отношениям с участием потребителей. Делается вывод о том, что существование правил о прямом возмещении вреда в потребительских отношениях не может быть объяснено исключительно специфическим содержанием легального понятия «потребитель» или стремлением законодателя сократить возможную цепочку регрессов, поскольку законодатель допускает прямой иск, даже если его итог для потребителя существенно превосходит итоги цепочки исков. При этом и сами деликтные отношения могут иметь потребительский характер, так что к ним будут одновременно применяться как положения о деликтных обязательствах, так и специальные нормы о защите прав потребителей. В то же время российские суды применяют нормы деликтного права при возмещении вреда в рамках договорных потребительских отношений. В силу правовой позиции Верховного Суда РФ суды обязаны взыскивать компенсацию морального вреда во всех случаях, когда такое требование заявляет потребитель, права которого нарушены.
А.Е. Кирпичев