В правоприменительной и судебной практике, а также юридической прессе нередко можно встретить термин «потребительский терроризм» / «потребительский экстремизм», который, как правило, обозначает ситуацию, когда, по мнению коммерсанта, потребитель или группа потребителей предъявляют завышенные, неправомерные и необоснованные претензионные требования, а в ряде случаев забрасывают ритейлеров исками. Вместе с тем представляется, что в настоящее время вопрос о существовании потребительского терроризма не в полной мере изучен и освещен в юридической литературе, в том числе с целью выявления причин, предпосылок и видов потребительских требований, что и обусловливает актуальность настоящей статьи. Полагаем возможным обратить внимание читателей на некоторые аспекты обозначенной темы как с точки зрения юридической науки, так и с позиции предпринимателей, ведущих деятельность в сфере розничной торговли.
В.А. Белов