В статье анализируются приводимые в общедоступных источниках сведения о разовых налогах на результаты «несправедливой приватизации» (английский налог windfall tax, сербский «налог на легкие доходы» и т.п.) с целью определить возможные перспективы введения подобного налогообложения в России в условиях очередного финансового кризиса, пандемии COVID‑19 и падения цен на нефть. Сделан вывод о том, что в ближайшем будущем такой налог в России, скорее всего, не введут, хотя это не означает, что не будет попыток введения его аналогов на отдельных лиц, никак не связанных с итогами приватизации. Автор выделяет несколько существенных факторов, которые препятствуют введению разового налога на итоги приватизации: (1) как правило, в зарубежных юрисдикциях новая власть облагала данным налогом тех, кто получил, по ее мнению, несправедливые преимущества при предшествующей власти; (2) наличие или отсутствие какого-либо нового налога на бизнес практически никак не повышает уважение российского обывателя к бизнесу и не легитимизирует имеющуюся у бизнеса собственность; (3) введение компенсационного налога существенно нарушит целый ряд положений Конституции РФ.
Ж.Г. Попкова