В статье представлен обзор применения средств электронной слежки за гражданами в целях фиксации правонарушений противоэпидемических правил. В Москве в прошлом году с этой целью ввели упрощенный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях — аналогичный процедуре фиксации нарушений ПДД с помощью камер. Автор ставит вопрос о принципиальной возможности использования показаний системы распознавания лиц и геолокации в качестве единственного доказательства по делу об административном правонарушении при его рассмотрении без составления протокола. Совместима ли погрешность автоматической идентификации личности без участия человека с принципом толкования неустранимых сомнений в виновности в пользу обвиняемого? Несмотря на частичное сворачивание антивирусной «карательной инновации» в столице, опыт применения средств электронного мониторинга сохраняет актуальность в связи с планируемой реформой законодательства об административных правонарушениях.
Н.А. Бобринский