В статье анализируется конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты и раскрываются основные направления его воздействия на правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Автор отмечает сложности законодательного оформления российской системы социальной защиты и выделяет такие наиболее значимые для данной сферы новеллы Конституции РФ, как принцип социального государства; конституционализация понятия «социальная защита»; отнесение социальной защиты, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; универсализация судебной защиты и распространение ее гарантий на социальные права. Перечисленные факторы оказали влияние на развитие конституционного контроля в сфере социальной защиты, результаты которого рассматриваются в трех аспектах: содержательном, инструментальном и доктринальном. С содержательной точки зрения демонстрируется влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на формирование общих принципов правового регулирования социальной защиты, развитие ее основных организационно-правовых форм, а также регламентацию отдельных видов социального обеспечения и мер социальной поддержки. В инструментальном аспекте конституционный контроль в сфере социальной защиты не отличается от других его предметных областей, поскольку предполагает использование средств конституционного судопроизводства. В статье приводятся примеры решений Конституционного Суда, иллюстрирующие влияние конституционного контроля на развитие законодательства и обеспечение единообразия правоприменительной практики в сфере социальной защиты. Доктринальный аспект конституционного нормоконтроля в сфере социальной защиты показан как влияние правовых позиций Конституционного Суда на углубление современных научных представлений о сущности социальных прав и способах их защиты.
М.Ю. Федорова