В статье предлагается гражданско-правовая квалификация различных случаев аннулирования заказов в онлайн-магазинах, встречающихся на практике. Делается вывод о том, что по общему правилу аннулирование заказа следует считать односторонним отказом продавца от обязательства, который для потребительских (b2c) отношений возможен только в предусмотренных законом случаях. В более редких ситуациях аннулирование заказа может означать констатацию прекращения обязательства невозможностью исполнения или истечения срока действия договора. Недопустимо подменять аннулированием заказа защиту магазина как заблуждающейся стороны недействительной сделки. Судебная практика по спорам об аннулировании заказов интернет-магазинами показывает, что достижение баланса интересов сторон требует надлежащей юридической квалификации конкретной ситуации и применения специальных норм законодательства о защите прав потребителей только в качестве специальных норм в единой системе обязательственного права.
А.Е. Кирпичев