Социальные сети — неоднородный, но динамически развивающийся рынок. Бизнес-модель большинства из них построена вокруг персональных данных. Авторы показывают, как меняются границы современного антимонопольного права: в эпоху, когда персональные данные пользователей стали товаром, защита пользователей от антиконкурентных практик со стороны социальных сетей включается в антимонопольную повестку. Первая часть статьи посвящена защите персональных данных и личной жизни пользователей, права на которую могут быть нарушены в результате злоупотреблений рыночной властью со стороны доминирующих социальных сетей. Сделан вывод, что защита личной жизни пользователей и автономия их воли имеют приоритет по отношению к интересам социальных сетей. Во второй части статьи рассматриваются важнейшие сделки слияния на рынке социальных сетей, такие как Facebook/WhatsApp, Facebook/Instagram и Microsoft/LinkedIn, поскольку именно они стали катализатором изменений антимонопольного законодательства в ряде зарубежных юрисдикций. Сделано заключение, что слияния на рынке социальных сетей должны рассматриваться антимонопольными органами в особом ключе и с применением подходов, отличных от тех, что применяются к сделкам экономической концентрации на традиционных рынках.
А.Э. Позднякова, Д.А. Котова, Е.В. Семенова