Ноябрь 2019 Тема номера
 
Срочный трудовой договор как форма атипичной занятости в странах Восточной Европы


 

Срочный трудовой договор, являясь формой атипичной занятости, вследствие наличия объективного основания его прекращения — наступления определенной даты или события — привлекателен для работодателей. Его использование позволяет работодателю сокращать расходы при прекращении трудового договора и быстро реагировать на изменения на рынке труда. Российские работодатели зачастую необоснованно расширяют случаи использования срочного трудового договора, тем самым нарушая права работников. В науке трудового права России указывается на недостатки в правовом регулировании данного вида трудового договора и признается необходимость его реформирования. Для выработки предложений для российского законодателя целесообразно использовать позитивный правовой опыт регулирования стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, Молдавия, Беларусь), имеющих общую с Россией политическую и правовую историю в рамках Совета экономической взаимопомощи, а также Советского Союза. Данные страны можно разделить на две группы: входящие в Европейский союз и не входящие в него. В статье анализируются составляющие механизма правового регулирования срочного трудового договора, закрепленные в Директиве Совета ЕС от 28.06.1999 № 1999/70/ЕС. Этот акт явился основанием возникновения общих закономерностей и тенденций в правовом регулировании срочных трудовых договоров в восточно- европейских государствах ЕС. Ряд составляющих данного механизма достаточно успешно используется и в Молдавии, хотя эта страна и не входит в ЕС, что позволяет утверждать о приемлемости этого правового опыта и для стран Содружества Независимых Государств. На основе анализа трудового законодательства рассматриваемых стран формулируются рекомендации по оптимизации правового регулирования срочного трудового договора в России для обеспечения баланса интересов работников, работодателей и государства.



Е.С. Батусова