Статья посвящена одному из самых острых практических вопросов современной правоприменительной практики в российском налоговом праве: как определять место оказания услуг в ситуации, когда заказчик или исполнитель является иностранным лицом? Ошибки в квалификации места оказания трансграничных услуг могут привести к существенным доначислениям (прежде всего для российских покупателей услуг или российских исполнителей, оказывающих услугу) либо, напротив, породить споры с налоговыми органами о правомерности вычета входного НДС (если, по мнению налогового органа, налогоплательщик или налоговый агент неправильно определили трансграничную услугу как облагаемую НДС). Отсутствие системного решения этого вопроса порождает серьезные риски для налогоплательщиков, о чем свидетельствуют приведенные примеры из судебной практики. Авторы исследуют применяемые сегодня методики классификации трансграничных услуг для целей НДС и ратуют за выработку единого подхода, который можно было бы положить в основу такой классификации. Ведь какую бы методику ни выбрал правоприменитель, важным является достижение единообразия, а значит, и правовой определенности в части того, какой методике следовать на практике.
Б.Я. Брук, И.С. Корешков