В настоящей статье анализируется так называемая доктрина корпоративных возможностей, сформировавшаяся в США в начале XX в. Она предназначена для экономически эффективного распределения бизнес-возможностей между корпорацией и ее топ-менеджерами и является подынститутом фидуциарной обязанности duty of loyalty, известной в том числе и российскому праву. Доктрина предполагает наличие у топ-менеджера обязанности раскрыть информацию о приобретении бизнес-возможности акционерам или компании. Получение одобрения на присвоение такой возможности освобождает директора от ответственности за потенциальные негативные последствия для компании. Модели доктрины отличаются в разных странах, даже принадлежащих одной правовой семье, независимо от схожести типа собственности на акционерный капитал. В частности, они отличаются задачами, которые стоят перед судом (выбрать надлежащего собственника бизнес-возможности или установить факт создания конфликта интересов), а также видом гражданско-правовой ответственности. Особенностью доктрины, отличающей ее от иных случаев нарушения фидуциарных обязанностей, является категория бизнес-возможности. Такая возможность не принадлежит корпорации per se, в связи с чем нет очевидного конфликта между интересами топ-менеджера и корпорации. Настоящая статья является первой из трех частей исследования. При ее написании автор ставил перед собой задачу проанализировать и раскрыть механизм доктрины, а также провести компаративный анализ ее моделей и описать частные случаи применения, что в дальнейшем поможет читателю углубиться вместе с автором в анализ необходимости и возможности инкорпорации доктрины в российское законодательство.
Д.В. Ильин