В статье исследуется вопрос соответствия законодательству о приватизации продажи доли государства (муниципального образования) в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество без проведения торгов — путем реализации остальными участниками общей долевой собственности преимущественного права на приобретение доли. Автор сначала анализирует нормативно-правовое регулирование приватизации доли в праве общей долевой собственности, выявляя при этом соотношение норм гражданского и приватизационного законодательства; далее устанавливает значение преимущественного права и признание этой категории приватизационным законодательством, определяет сущность торгов и, основываясь на нормах антимонопольного и приватизационного законодательства, исследует обязательность их проведения в рамках приватизации. Основой для рассмотрения соответствующих аспектов послужили противоречащие друг другу решения судов, доводы которых были тщательно рассмотрены, в том числе с точки зрения обеспечения публичных и частных интересов участников соответствующих отношений. Для полноты исследования обозначенного вопроса автор обобщает позиции правоприменителей, приводит примеры соответствующих им решений иных судов, в том числе и высших. Сделан вывод о необходимости применения норм о преимущественном праве приобретения доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество в случае ее продажи государством (муниципальным образованием).
А.С. Подмаркова