В статье анализируется новый институт в рамках современного федерального законотворческого процесса в России — установленный в п. 7 ст. 1 НК, п. 2.1 ст. 3 ГК и ч. 6 ст. 5 ТК РФ запрет на пакетные поправки в соответствующие кодексы при рассмотрении иных законопроектов. Указанное самоограничение законодателя представляет собой своеобразное проявление «защиты от дурака» в правовой сфере, эксплицитно предназначенной для минимизации внесистемных и случайных изменений и дополнений в соответствующие кодексы. В статье на основе концептуального и догматического анализа рассматриваются формулировки вышеназванных правил и возможности разрешения с их помощью коллизий правовых норм. Общий вывод статьи: указанное средство юридической техники на сегодня является недостаточно эффективным; запреты на пакетные поправки будут действенны лишь при создании системы юридических препятствий для применения законов, принятых в обход указанного запрета (например, путем формулирования соответствующих коллизионных норм).
А.А. Петров