В статье анализируются принципиальные основы недавно введенного в Российской Федерации института финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»). Анализ проводится в свете сравнения данного института с широко применяемым в мировой практике институтом финансового омбудсмена. Рассматривая в сравнительно-правовом аспекте базисные, принципиальные положения, на которых строится институт финансового омбудсмена в зарубежных правовых системах, с одной стороны, и институт финансового уполномоченного в Российской Федерации — с другой, автор приходит к выводу, что институт финансового уполномоченного в Российской Федерации в том виде, в котором он предусмотрен Законом, не сможет выполнить роль, которую выполняет финансовый омбудсмен в зарубежных банковских системах. Тем самым в правовом регулировании банковско-клиентских отношений остается существенный пробел, который, возможно будет восполнен, если наряду с финансовым уполномоченным получат законодательное признание институты финансовых омбудсменов при банковских ассоциациях.
А.А. Вишневский