Статья посвящена анализу условий банковских гарантий, предоставляемых банками в обеспечение обязательств исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. Дается общий взгляд на этот способ обеспечения, анализируются его характерные черты: независимость, оперативность получения исполнения по независимой гарантии; отмечается императивность правил о закупках для государственных и муниципальных нужд, направленных на защиту прав исполнителей (принципалов), заказчиков (бенефициаров), обеспечение открытости и прозрачности закупки от начала проведения закупочных процедур до исполнения контракта. Оценивая пределы свободы банка в установлении требований к документам, определении обстоятельств, наступление которых влечет выплату по гарантии, автор с учетом положений Унифицированных правил для гарантий по требованию ICC (URDG 758), положений ГК РФ и законодательства о контрактной системе приходит к выводу о необходимости ее ограничения. Например, включение бан- ком условий, повышающих стандарт требований к форме документов, в ряде случаев будет создавать значительные затруднения для предъявления бенефициаром требования в соответствии с пожеланиями гаранта. В определенных случаях условия банковских гарантий могут быть квалифицированы как ничтожные.
А.А. Сироткина