В настоящее время Россией заключены почти три десятка действующих соглашений о воздушном сообщении с другими государствами, предполагающих скоординированный допуск авиакомпаний к международным воздушным перевозкам. Выдачей так называемых коммерческих прав нашим авиакомпаниям занимается Росавиация. Если в соглашении с определенной страной нет ограничений по количеству перевозчиков и частоте полетов, ведомство принимает решение о допуске самостоятельно. Если такие ограничения есть, а желающих выполнять рейсы на направлении несколько, заявления авиакомпаний выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии, а решение о допуске принимается на конкурсной основе. Автор делает вывод, что, несмотря на кажущуюся открытость этих процессов, существующая система «назначения» перевозчиков имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих доступ авиакомпаний к интересным им рынкам и нарушающих права потребителей услуг международных воздушных перевозок.
М.И. Куделич