Попытки российских должников утаить активы за рубежом предпринимаются постоянно. Недобросовестные лица исходят по крайней мере из двух посылок: во-первых, процесс взыскания долгов в иностранных юрисдикциях является, как правило, долгим и дорогим, что становится серьезным препятствием для кредиторов; во-вторых, российское правосудие вообще, а российские судебные решения в частности вызывают у иностранного правоприменителя невероятный скепсис, а потому даже если процесс и будет возбужден — далеко не факт, что он будет проигран.
До какого-то момента эти расчеты оправдывались, однако сегодня можно говорить о том, что ситуация существенно изменилась.
Показательной в этом смысле является новость об аресте английским судом имущества экс-сенатора Сергея Пугачева, с иском к которому обратилось Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Этот процесс дает несколько поводов для оптимизма. Прежде всего, достижение положительного результата (хотя и промежуточного) говорит о том, что российские компании научились отстаивать свою позицию в иностранном суде. Вторым положительным моментом является успех непосредственно АСВ — государственной корпорации, отстаивающей интересы вкладчиков. Успех достигнут не просто коммерсантом, а эффективно работающей государственной структурой.
Еще одним ярким примером являются успехи ВТБ в деле против Павла Скурихина. Английский суд признал решения судов общей юрисдикции Омска и Новосибирска о привлечении Скурихина, выступающего поручителем в отношении аффилированных с ним компаний, к ответственности за невозврат банку кредитных средств.
Формирование стереотипов о неработающей судебной системе — не в последнюю очередь результат пассивности кредиторов, которые, по-видимому, это осознали и делают шаги в правильном направлении. Повышение престижа российского права — кропотливая работа, которой должен заниматься каждый из нас.
Я.Б. Пискунов.