Сентябрь 2013
Колонка главного редактора
От редакции
Третейское разбирательство — эффективная форма разрешения коммерческих споров, функционирующая во всех развитых правопорядках. Однако, как и любой юридический инструмент, третейские суды могут быть использованы (и периодически используются) вопреки их прямому назначению: некоторые рассматривают мифические споры, прикрывая откровенные мошеннические схемы по выводу активов, другие с завидной регулярностью принимают решения в пользу учредивших их компаний.
Наступает определенный момент, когда вопиющие злоупотребления в сфере частного права уже не могут не вызывать повышенного внимания государства. Однако профессиональное сообщество, как это часто бывает, настороженно реагирует на любые попытки «тонкой настройки», исходящие от органов публичной власти.
Применительно к реформе деятельности третейских судов следует отметить три обстоятельства. Во-первых, государство может и должно реагировать на злоупотребления. Во-вторых, подобно тому как идею об ограничении ответственности юридических лиц дополнила теория снятия корпоративной вуали, так же могут корректироваться и устоявшиеся представления о сути третейского судопроизводства. И наконец, в-третьих: установив тем или иным образом конкретные правила организации деятельности арбитражей, государство уже не сможет ссылаться на отсутствие правил игры, когда ему по тем или иным причинам захочется пересмотреть суть состоявшегося решения.
Ян Пискунов, главный редактор
|
Пискунов Я.Б.