В начале мая этого года вступил в силу Федеральный закон № 64-ФЗ, возвращающий
возможность отправлять уголовное дело на доследование. Закон был неоднозначно
воспринят общественностью. В СМИ уже прозвучали мнения о том, что это может
фактически привести к увеличению сроков следствия, а соответственно, действия мер
пресечения для лиц, виновность которых судом еще не установлена.
В современной России доследование широко применялось в период действия УПК
РСФСР 1960 г. В ходе реформирования уголовно-процессуального законодательства
при подготовке УПК РФ было решено отказаться от возможности направления на доследование уголовного дела, если оно уже рассматривается в суде. Частичное восстановление этого института произошло под влиянием позиции КС РФ.
В какой мере произошедшая частичная реставрация доследования была неизбежной с учетом той роли, которую этот институт играет в отечественной уголовно-процессуальной системе? Какие уроки следует извлечь из закончившейся неудачей
попытки полного отказа от доследования? Не приведут ли новые изменения к старым проблемам, которые в числе прочего стали причиной невключения данного института в УПК РФ? С такими вопросами мы обратились к экспертам.