Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» постоянно привлекает внимание и бизнесменов, и юристов. Кого-то смущает длительная процедура предварительного согласования сделок, кого-то — перечень стратегических отраслей, а кто-то, напротив, без излишнего смущения ссылается на положения Закона, дабы освободиться от исполнения обременительных обязательств (примеры, связанные с уклонением от выкупа акций у миноритариев со ссылкой на нормы Закона № 57, всем известны).
Инициатива Президента РФ по выведению из сферы действия Закона сделок в пользу российских бенефициаров важна и своевременна. Поправки, инициированные Президентом, решают проблемы российских инвесторов, однако никак не затрагивают интересы инвесторов зарубежных, имеющие, очевидно, не меньшее значение. Иностранного инвестора, конечно, волнуют сроки согласования сделок по приобретению российских активов, однако Закон № 57 не дает ответа на вопрос о том, при каких обстоятельствах в согласовании таких сделок будет отказано.
Как известно, решения правительственной комиссии могут быть обжалованы в Высшем Арбитражном Суде, но Закон не содержит перечня оснований такого обжалования. Можно ли отменить отказное решение не по формальным причинам, а по существу? Подлежат ли судебной оценке мотивы принятия такого решения или правительственная комиссия может ограничиться ссылками на «нецелесообразность», «несвоевременность» и иные подобные обстоятельства? Нам кажется, что этот вопрос является ключевым и требует скорейшего разрешения. Надеемся, что успешно начатая работа над совершенствованием Закона № 57 продолжится и дальше.
Ян Пискунов, главный редактор
|