Уважаемые читатели!
В настоящее время оказанием юридических услуг населению может заниматься кто угодно: от студентов юридических вузов до лиц, имеющих весьма отдаленное представление о профессии. Исключение составляет защита по уголовным делам, которую в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса осуществляют адвокаты. Можно ли назвать такое положение дел удовлетворительным? На данный вопрос надлежит дать отрицательный ответ.
Едва ли кто-то из уважаемых коллег или далеких от правовой сферы граждан не согласится с тем, что оказываемые населению юридические услуги должны быть в первую очередь качественными, а уже во вторую — недорогими. Известно, что конкуренция субъектов, имеющих равные возможности, является сильнейшим стимулом повышения качества оказываемых услуг. Однако в нашей стране одни субъекты поставлены в явно привилегированное положение перед другими. Адвокат обязан страховать свою ответственность, отчислять средства на содержание адвокатской палаты, в то время как к гражданам, не имеющим высшего специального (а то и общего) образования, оказывающим те же услуги, такого рода специальных требований не предъявляется. На это, конечно, можно возразить следующим образом: не хочешь становиться адвокатом — не становись. Однако необходимо понимать, что статус адвоката — это не набор преференций в обмен на отчисления, а определенная гарантия качества оказываемых услуг (адвокат — лицо с высшим образованием, сдающее квалификационный экзамен и обязанное поддерживать уровень профессиональных знаний). Оказание юридических услуг гражданам, не разбирающимся в тонкостях профессии, сродни оказанию медицинских услуг. Ни у кого нет сомнений в том, что предъявление специальных требований к медикам обусловлено, с одной стороны, невозможностью гражданина «на глаз» оценить уровень профессиональных знаний и умений врача, а во-вторых, необходимостью оказания таких услуг на определенном профессиональном уровне в силу того, что они касаются наиболее значимых благ — жизни и здоровья. Непрофессионализм вредит не только конкретному гражданину, обратившемуся за помощью, но и существенно осложняет деятельность судов в целом, поскольку непонимание требований суда со стороны представителя влечет за собой бесконечные отложения разбирательства дела.
С моей точки зрения, ограничения, связанные с оказанием юридических услуг гражданам, безусловно, должны присутствовать в законодательстве. Лицо, оказывающее такие услуги, должно по крайней мере иметь специальное правовое образование. При этом ни о каком протекционизме по отношению к отечественным фирмам или юристам, учитывая наши обязательства по отношению к ВТО, не может быть и речи.
Ян Пискунов, главный редактор
|