Январь 2010
Колонка главного редактора
От редакции
Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации играют важную роль не только в формировании единообразной судебной практики, но и непосредственно в регулировании материальных общественных отношений. Участники экономической деятельности соизмеряют свое поведение как с нормами закона, так и с тем, какое толкование дано этим нормам высшими судебными инстанциями. О возрастающем значении судебной практики свидетельствует и то внимание, которое уделяется ей в научной литературе: правовые позиции ВАС РФ становятся предметом анализа едва ли не чаще, чем нормативные акты.
При всем положительном значении движения в сторону прецедентного права у него есть и обратная сторона: чем выше нормативное значение правовых позиций ВАС РФ, тем больше неопределенность, связанная с порядком их применения. В частности, возникают следующие вопросы: является ли позиция, выраженная в том или ином постановлении Президиума ВАС РФ, прецедентной или же она обусловлена исключительными обстоятельствами дела, связан ли ВАС РФ собственными позициями и каковы последствия их изменения?
В конечном счете проблема сводится к тому, что развитие прецедентной системы требует ее формализации. Первый шаг в этом направлении был сделан в прошлом году, когда Пленум ВАС РФ определил момент, с которого правовая позиция считается сформированной — с момента опубликования акта на официальном сайте суда. Но вслед за ответом на этот вопрос нормативная природа прецедента требует ответа и на вопрос о том, как правовые позиции действуют во времени. Распространяются ли на них ограничения на ретроспективное действие, существующие в отношении нормативных актов? Некоторые подходы к решению этого вопроса предложены в опубликованной в настоящем номере журнала статье М.З. Шварца «Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с формированием практики применения законодательства Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации».
Главный редактор, Владимир Васнёв
|
Васнев В.В.