Журнал ЗАКОН

Отсутствие государственного регулирования и контроля сферы оказания платных юридических услуг, а также низкая правовая грамотность основной массы населения создают благоприятные условия для криминализации рассматриваемой сферы и увеличения количества мошеннических действий, совершаемых под предлогом оказания юридических услуг. Формирование криминального бизнеса в сфере оказания юридических услуг представляет серьезную угрозу для обеспечения возможности защиты гражданами своих прав, а также подрывает доверие последних к системе российского правосудия в целом. Цель статьи заключается в создании оптимальной модели противодействия криминальной деятельности в сфере оказания юридических услуг. В результате исследования определена типовая организационная структура криминального бизнеса; выделены специфические признаки модели преступной деятельности на всех этапах ее осуществления; предложен подход к оценке качества юридических услуг в рамках доследственной проверки заявлений и сообщений граждан. На основе проведенного исследования внесены предложения по повышению правовой грамотности граждан, блокированию каналов негативного психологического воздействия на граждан, утверждению единых стандартов качества оказания различных видов юридических услуг. Также предложен комплекс мер, направленных на снижение риска обращения граждан к недобросовестным участникам рынка, получение правоохранительными органами упреждающей информации о противоправной деятельности и выработку единых подходов к оценке сложных правовых ситуаций в сфере оказания юридических услуг. Реализация внесенных предложений будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных и контролирующих органов, минимизации для граждан рисков обращения к участникам криминального рынка юридических услуг и тем самым подорвет экономическую основу криминального бизнеса в сфере оказания юридических услуг.
С.В. Расторопов, В.О. Лапин, В.М. Яковлева